КАК ОТНОСИТЬСЯ К МОГИЛЕ ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА
Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения.
Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными.
Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма.
Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием.
При церковном поминовении произносятся имена усопших. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог есть наш Отец и для Него каждый человек, как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем.
В заупокойных записках имена пишутся полностью в родительном падеже, т. е. не Люды, а Людмилы; не Миши, а Михаила и т. д. Если со дня кончины христианина не прошло еще сорока дней, то его имя поминается с добавлением слова "новопреставленный" или "новопреставленная".
Почившие дети до семи лет (до шести включительно) именуются младенцами, от семи до шестнадцати - отроками или отроковицами. Имена пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении.
Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию (Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и др.). Суббота же посвящена памяти всех святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски - покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир, как совершенных (святых), так и несовершенных, участь которых еще окончательно не решена.
Подробнее: Дни особого поминовения усопших (родительские дни)
Число сорок - знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился и пребывал на горе Синай сорок дней, Господь Иисус Христос, после Своего Крещения, провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения, в продолжение сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего.
Святой Макарий Александрийский (по откровению, данному ему от ангела) говорит, что после поклонения Богу в третий день, повелевается показать душе различные обители святых и красоту рая.
Все это рассматривает душа шесть дней, и, созерцая красоту рая, она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле.
Но если она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в беспечности и не послужила Богу, как должно.
После видения рая, душа на девятый день от своего разлучения с телом, опять возносится ангелами на поклонение Богу.
Близкие же в этот день молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.
Символическое значение поминовения усопших в третий день после смерти, а это, как правило, день погребения, заключено в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущную и Нераздельную. В молитвах в третий день мы умоляем Святую Троицу простить усопшему его согрешения, содеянные словом, делом и помышлением и зачесть ему три его добродетели: веру, надежду и любовь.
Почему мы поминаем усопших на 3-й, 9-й и 40-й дни?
ПЕРВЫЕ ДВА ДНЯ ПОСЛЕ СМЕРТИ
В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.
Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви IV века, когда ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день после смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает с стерегущего ее Ангела облегчение н скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношения в церкви Божией за нее совершено, от чего в нeй рождается благая надежда.
Что надо делать по кончине человека
Если вы почувствовали, что ваш ближний отходит ко Господу, немедленно начинайте читать над ним "Канон молебный при разлучении души от тела".
Родственники сами могут прочитать этот канон целиком (если не случится рядом священника), кроме чтения "молитвы, от иерея глаголемой на исход души", которая находится в конце молитвос-ловия. Канон читается "от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголаги". Чтение канона мирянами начинается возгласом: "Молитвами святых отец наших.
Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас", затем следуют предначи-нательные молитвы: "Трисвятое", "Пресвятая Троице", "Отче наш" и далее по молитвослову.
При чтении канона возжигается лампада и свеча перед домашними иконами. Для умирающих младенцев (детей до семи лет) данный канон не читается, так как в этом возрасте дети ответственности за свои грехи не несут.
"Во всех делах твоих помни о конце твоем", - говорит Библия (книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 7,39). Поэтому православные христиане, памятуя о том, что земная жизнь наша временна, а цель ее - бого-уподобление, стремление сделать себя достойным Царства Небесного, стремятся чаще исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн. В особенности необходимы исповедь и причастие людям, стоящим на пороге вечности.
К умирающему или тяжело больному православному христианину вызывают из храма священника для совершения Таинств исповеди, причащения и елеосвящения (соборования). Важно, особенно перед смертью, совершить над болящим Таинство елеосвящения, т. к. во время этого Таинства человеку прощаются все его невольные грехи, совершенные по незнанию или в которых он забыл покаяться на исповеди (но только, естественно, не утаенные намеренно).