Blue Flower

Что надо делать по кончине человека

Если вы почувствовали, что ваш ближний отходит ко Господу, немедленно начинайте читать над ним "Канон молебный при разлучении души от тела".

Родственники сами могут прочитать этот канон целиком (если не случится рядом священника), кроме чтения "молитвы, от иерея глаголемой на исход души", которая находится в конце молитвос-ловия. Канон читается "от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголаги". Чтение канона мирянами начинается возгласом: "Молитвами святых отец наших.

Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас", затем следуют предначи-нательные молитвы: "Трисвятое", "Пресвятая Троице", "Отче наш" и далее по молитвослову.

При чтении канона возжигается лампада и свеча перед домашними иконами. Для умирающих младенцев (детей до семи лет) данный канон не читается, так как в этом возрасте дети ответственности за свои грехи не несут.

Кроме канона при разлучении души от тела, существует также "Чин, бываемый на разлучение души от тела, когда человек долго страждет" (то есть, не может умереть). Этот чин читается над человеком, который испытывает тяжкие предсмертные мучения и никак не может умереть (как правило, читается священником).

Сразу после смерти тело усопшего омывают теплой водой (символ его будущего предстательства пред Богом по воскресении в чистоте и непорочности). При омовении читают "Трисвятое": "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Беcсмертный, помилуй нас" или "Господи, помилуй". Возжигается лампадка или свеча и горит до тех пор, пока в доме находится покойник. После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды - по званию и служению его.

Омовение обычно совершают люди старшего возраста, а если таковых нет, то омыть тело усопшего может любой из родственников, за исключением женщин, находящихся в данный момент в естественной нечистоте. Обычай указывает, что в омовении тела женщины участвуют только женщины. Если известно, что почивший был монахом (монахиней) или священнослужителем, то надо о его кончине сообщить в храм.
Тело покойного полагают на стол, покрывают бельм покрывалом - саваном. Затем тело умершего покрывают особым освященным покровом (погребальным покрывалом), на котором изображены крест, лики святых и молитвенные надписи. Все это означает, что умерший оставался верным Богу и теперь остается под покровом Божиим.

Глаза должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают, чтобы развязать перед последним прощанием. В левую руку покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону, для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери. На лоб умершего возлагают венчик - полоску бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Изображения эти обрамлены надписью "Трисвятого".

Венчик, символизирующий соблюдение веры усопшим христианином и совершение им христианского жизненного подвига, возлагается в надежде, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец. Как правило, венчик отпечатан на одном листке с разрешительной молитвой. После приобретения молитвы-венчика в храме, венчик отрезается ножницами (после отпевания листок с молитвой буцет вложен в руку почившего).

 

Перед положением усопшего в гроб, тело его и гроб окропляют святой водой, причем гроб окропляют извне и изнутри. В гроб покойного полагают лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам.

Вокруг гроба возжигают четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на уровне скрещенных рук. Возжженные свечи вместе изображают крест и символизируют переход умершего в Царство Истинного Света.